Пролог
Видимо, скоро мне придется создавать рубрику: "Вот что бывает, когда работать не хочется". Потому что в таких случаях совершается много бесполезных, но интересных вещей. Например... Например, очень люблю я песни, в которых есть аллюзии на конкретные исторические события.
С воскресенья, когда я побывала на концерте милой девушки-менестреля по имени Канцлер Ги, у меня в голове крутится песенка "Раймон Транкавель". И меня снедал вопрос: а кто, собственно, этот Раймон? О чем песня?
Докопалась.
Просвещайтесь!))Для начала текст песни:
читать дальше
Он сегодня дома, он сегодня один.
Он немного болен, немного устал.
Сам себе трубадур, сам себе господин -
Он коньяк с кагором зачем-то смешал.
А за окном темно, смотрит в форточку ночь:
И с какой это радости парень напился?
А ему, бедняге, уж ничем не помочь:
Он устал быть тем, кем сегодня родился.
Он забыл, как люди включают на кухне газ.
Он чужую боль заглушил цитрамоном.
Он глядит на стены, и видит родной Прованс,
Где когда-то он звался виконтом Раймоном.
Он вернулся на Землю сквозь дни и года,
Семь столетий назад безвозвратно ушедший.
Вспоминает об этом Раймон иногда,
А друзья говорят про него: "Сумасшедший!"
И снова битва идет для него каждый день,
Только ныне масштаб поражений неравен.
От былого осталась лишь зыбкая тень:
Сдан французам Безье - и завален экзамен.
И Раймон-Роджьер допивает остывший чай
И терзает гитару ночью бессонной.
И идет поутру он молитвы свои читать
Через двери времен к витражам Каркассона.
Возвращаясь назад, он неспешно идет,
Игнорируя огненный взгляд светофора,
Ибо знает, что знамя его упадет
И растопчут его крестоносцы Монфора.
И отбывает он вновь летний свой карантен,
Заблудившись среди бесконечных тропинок.
Ищет отдыха в россыпях телеантенн,
Веря в грустную ложь разноцветных картинок.
И Раймон-Роджьер печально глядит в экран,
Матерится на поздний звонок телефона,
И болят на погоду призраки старых ран,
Что получены им под стеной Каркассона
Что есть что:
Место действия: замок Каркассон.
Время действия: 1209 год.
События: Альбигойские войны.
Действующие лица: Раймон-Роджьер Транкавель, Симон де Монфор.
читать дальшеЗамок Каркассон (и город, соответственно) расположен на юге Франции, неподалеку от Тулузы. До Испании рукой подать. Прованс, Средиземное море... Красота, да и только. И от центра далеко (не зря же Бродский писал, что, "если выпало в империи родиться, лучше жить в глухой провинции, у моря"). Собственно, вот карта, сами смотрите, где все это творилось. Город Безье на ней не обозначен, но и он находился неподалеку.

Информация с сайта одной из туристических компаний:
Само название города, гласит легенда, связано с отважной благородной дамой Каркас, женой мусульманского царя Балаака. Во время многолетней осады крепости войсками Карла Великого этой царице пришлось защищать родные стены в одиночку. Город спасла женская хитрость: смастерив манекены солдат, дама Каркас обстреливала позиции штурмующих, а сбросив откормленную свинью, показала врагам, что жители крепости в провизии не нуждаются. Войскам Карла пришлось отступить несолоно хлебавши. Сейчас изображение дамы Каркас можно увидеть на одной из колонн моста перед Нарбоннскими Воротами.
А виконтом Каркассона, Безье, Альби и прочих окрестностей был - догадываетесь? - Раймон-Роджьер Транкавель (1185? - 1209).
Жить бы людям в городе и радоваться, но была у них одна маленькая проблема - вероисповедание. Почти все они были катарами.
Информация из журнала "Вокруг света":
Экстремизм их религиозной идеологии фактически продолжал одну из многих идеологических линий Священного писания христиан, а именно тему основополагающего космического дуализма, финальной борьбы сил Добра и Зла, наиболее остро заявленную в последней книге Нового Завета — Апокалипсисе, или Откровении Иоанна Богослова. Для определения своей позиции катары находили слова любимого ученика Христа, апостола Иоанна: «Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле» (1 Ин, 5, 19), что мир подчинен злу и управляется насилием, что на всем земном с неизбежностью лежит печать Сатаны, и ничего поправить нельзя. Катары не верили ни в ад, ни в рай (есть Бог, который создал души, идеи рая — нет), ни в воскресение из мертвых, ни в Страшный суд. Точнее сказать, адом для них была земная жизнь, и в этом смысле они весьма оригинально пересказали христианский миф об отпадении ангелов. Совращенная князем тьмы часть небесных духов низверглась с небес на землю в мучительный кошмар плотского существования, потому как тот лукаво посулил им «женскую любовь и власть над другими, а также обещал сделать их королями, графами и императорами». Эти небесные духи и стали душами людей и всех животных, которые вынашивают детенышей во чреве. Несчастье падших с неба душ заключается в том, что они не могут вернуться к Богу и вынуждены без конца переселяться из одного земного тела в другое, томясь в этом аду. Вера катаров служила, по их мнению, как раз тому, чтобы пресечь это томление и помочь человеку умереть раз и навсегда. Следуя вероучению катаров, душа после смерти тела уже никуда не переселяется, а ускользает из скорбной земной юдоли и возносится обратно на небеса. Уверовав в правильном направлении, на это может рассчитывать каждый. Будучи творением благого божества, всякая душа добра и равна в ряду других душ. Погубить ее не получится. В конечном итоге человечество придет к тому, что спасутся все души, даже пребывающие в телах инквизиторов: они родятся вновь и станут катарами.
Дальше можно не объяснять. Что в Средние века делали с неверными? Правильно, организовывали на них крестовые походы.
Так и начались Альбигойские войны.
Иннокентий III (папа римский с 1198 года) пытался решить вопрос катаров. Но договориться с ними мирно он так и не сумел и в 1209 году призвал к крестовому походу против катаров, получившему название альбигойского (от названия города Альби).Откликнувшись на этот призыв, бароны Франции и Европы в 1209 году, атаковали земли графства Тулузского и Транкавелей. И весьма успешно. Раймонд был вынужден отступить в замок Каркассон, который тут же (1 августа 1209 года) осадили крестоносцы под командованием Симона де Монфора.
Информация из Википедии:
В городе не хватало питьевой воды, поэтому 15 августа Каркассон был вынужден сдаться.
Раймунд-Рожер взял на себя обязанность провести переговоры и заключить соглашение. Что произошло тогда, можно только догадываться. Был ли он арестован во время переговоров или же предложил себя в качестве заложника в обмен на жизнь горожан Каркассона? Известно лишь, что он был заключен в тюрьму, а горожане были изгнаны из города без возможности забрать с собой имущество.
Через несколько месяцев после этого Раймунд-Рожер умер в тюрьме.
А Симон де Монфор стал новым виконтом Безье и Каркассона.
Об этом человеке известно еще, что его военные акции отличались крайней жестокостью и что в 1218 году он был убит выстрелом из камнемета при осаде Тулузы.Оставшиеся непонятностичитать дальшеВопросов у меня осталось два.
1) ...Он вернулся на Землю сквозь дни и года,
Семь столетий назад безвозвратно ушедший...
Арифметика: 1209+700=1909... Похоже, Канцлер лет на сто ошиблась в расчетах. Можно, конечно, предположить, что она поет про вьюношу самого начала XX века, но тогда не было ни "огненных взглядов светофора", ни "россыпей телеантенн".
2)...И отбывает он вновь летний свой карантен...
Что есть карантен? Интернет молчит, пытается исправить на "карантин". Может, так оно и есть - как метафора? Вполне согласовалось бы с этим:
Впервые карантин, введенный на 40 дней, был применен в XVIII в. в Италии. К нам это слово попало через французский язык: «карантен» означает «сороковой».
Майю также благодарю за "Мадонну канцлера Ролена" и "Романс кардинала"
Присоединяюсь к благодарностям)))))
И да, название Каркассонны (а в Окситании он именно женского рода, как Тулуза и Нарбонна) куда древнее. Carcashua - так назывался еще оппидиум на его месте до новой эры.
В 1215 году Четвертый Латеранский собор лишил его прав на все земли в пользу Симона де Монфора, вождя Альбигойского крестового похода, осудив его отца за поддержку еретиков-катаров, оставив будущему Раймунду VII только право наследовать маркизат Прованс.